Когнитивный подход в обучении русскому языку (на примере работы с поэтическим текстом)

Авторы

  • Виктория Юрьевна Макарова Московский педагогический государственный университет 119435, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-88-97

Аннотация

В статье дается методологическое обоснование идеи реализации когнитивного подхода в обучении русскому языку, даны основные определения: «когнитивная деятельность», «когнитивная компетентность», «когнитивные умения». Обозначены принципы, на которых базируется когнитивный подход в обучении, это принципы сознательности и активности, развивающего и воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, взаимосвязи теории с практикой. Основными целями когнитивного обучения признаны следующие три: формирование языкового сознания и метаязыкового сознания, развитие лингвистического мышления, воспитание средствами языка. Рассмотрены развивающие, проблемные и коммуникативные методы и приемы развития когнитивных способностей учащихся в процессе лингвистического анализа поэтического текста. Лингвистический анализ поэтического текста производится с помощью языковых поисковых задач, которые помогают учащимся применить полученные на уроках лингвистические знания и осознать функции разнообразных языковых явлений в тексте. Лингвистические поисковые задачи составляются в соответствии с темой урока русского языка и опираются на достижения когнитивной лингвистики. Лингвистическая семантика направляет внимание учащихся на лексическое значение незнакомых слов, которое они определяют с помощью контекста, помогает осознать влияние отдельных слов на выразительность поэтического языка и смысл всего текста. Функциональная лингвистика раскрывает роль определенных языковых единиц в художественном тексте. Коммуникативная лингвистика позволяет строить речевое высказывание или письменный текст с определенным набором языковых единиц в зависимости от речевой ситуации. Системная лингвистика помогает учащимся понять уровневую структуру языка, осознать связи единиц языка между собой. Реализация когнитивного подхода в обучении служит развитию языкового сознания, т. е. способствует осознанному пользованию языком и речью, рефлексии собственной деятельности. В результате такого обучения углубляются языковые знания учащихся, которые могут применять их в новой ситуации, а значит, развивается их творческий потенциал.

Ключевые слова:

когнитивная лингвистика, когнитивный подход в обучении, когнитивная компетенция, когнитивные способности, языковое сознание, языковое мышление, лингвистический анализ художественного текста

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Источники

Методика 2001 — Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.

Программа 2020 — Программа курса «Русский язык». 5–9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. 80 с. (ФГОС. Инновационная школа).

Русский язык 2015 — Русский язык. 5 класс. Учебник для общеообразоват.организаций. В 2 ч. Ч.1. / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2015. 192 с.


Литература

Буслаев 2019 — Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 266 с.

Дейкина 2019 — Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. Москва: МПГУ, 2019. 210 с.

Дроздова 2019 — Дроздова О. Е. Аксиологический подход как источник метапредметного обучения русскому языку. Русский язык в школе. 2019, (1): 3-9.

Пантелеева 2015 — Пантелеева З. В. Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации». Молодой ученый. 2015, (11 (91)): 1446-1450. URL: https://moluch.ru/archive/91/19310/ (дата обращения: 10.06.2020).

Потанина 2011 — Потанина О.В. Формирование когнитивной компетенции слушателей подготовительных курсов вузов. Автореферат дис.на соискание ученой степ. канд. пед.наук. Ульяновск, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Т. Ульянова, 2011.


References

Буслаев 2019 — Buslaev F. I. On teaching the Russian language. Moscow, Yurait Publ., 2019. 266 p. (in Russian).

Дейкина 2019 — Deikina A. D. Axiological methods of teaching the Russian language. Moscow, MPGU Publ., 2019. 210 p. (in Russian).

Дроздова 2019 — Drozdova O.E. Axiological approach as a source of meta-subject teaching of the Russian language. Russkii iazyk v shkole. 2019, (1): 3-9. (in Russian).

Пантелеева 2015 — Panteleeva Z.V. Technology for measuring the levels of formation of cognitive and professional competencies of a student in the discipline “Economics of organization”. Molodoi uchenyi. 2015, (11 (91)): 14461450. URL: https://moluch.ru/archive/91/19310/ (accessed: 10.06.2020).

Potanina O.V. (2011) Formation of cognitive competence of students of preparatory courses of universities. Extended abstract of candidate’s thesis, Pedagogical. Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Ulyanovsk, 2011. (in Russian)

Загрузки

Опубликован

25.06.2021

Как цитировать

Макарова, В. Ю. (2021). Когнитивный подход в обучении русскому языку (на примере работы с поэтическим текстом). Мир русского слова, (2), 88–97. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-88-97

Выпуск

Раздел

Методика