Когнитивный подход в обучении русскому языку (на примере работы с поэтическим текстом)
DOI:
https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-88-97Аннотация
В статье дается методологическое обоснование идеи реализации когнитивного подхода в обучении русскому языку, даны основные определения: «когнитивная деятельность», «когнитивная компетентность», «когнитивные умения». Обозначены принципы, на которых базируется когнитивный подход в обучении, это принципы сознательности и активности, развивающего и воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, взаимосвязи теории с практикой. Основными целями когнитивного обучения признаны следующие три: формирование языкового сознания и метаязыкового сознания, развитие лингвистического мышления, воспитание средствами языка. Рассмотрены развивающие, проблемные и коммуникативные методы и приемы развития когнитивных способностей учащихся в процессе лингвистического анализа поэтического текста. Лингвистический анализ поэтического текста производится с помощью языковых поисковых задач, которые помогают учащимся применить полученные на уроках лингвистические знания и осознать функции разнообразных языковых явлений в тексте. Лингвистические поисковые задачи составляются в соответствии с темой урока русского языка и опираются на достижения когнитивной лингвистики. Лингвистическая семантика направляет внимание учащихся на лексическое значение незнакомых слов, которое они определяют с помощью контекста, помогает осознать влияние отдельных слов на выразительность поэтического языка и смысл всего текста. Функциональная лингвистика раскрывает роль определенных языковых единиц в художественном тексте. Коммуникативная лингвистика позволяет строить речевое высказывание или письменный текст с определенным набором языковых единиц в зависимости от речевой ситуации. Системная лингвистика помогает учащимся понять уровневую структуру языка, осознать связи единиц языка между собой. Реализация когнитивного подхода в обучении служит развитию языкового сознания, т. е. способствует осознанному пользованию языком и речью, рефлексии собственной деятельности. В результате такого обучения углубляются языковые знания учащихся, которые могут применять их в новой ситуации, а значит, развивается их творческий потенциал.
Ключевые слова:
когнитивная лингвистика, когнитивный подход в обучении, когнитивная компетенция, когнитивные способности, языковое сознание, языковое мышление, лингвистический анализ художественного текста
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.