Образовательная среда по чтению русской художественной литературы: основной корпус уроков чтения и перспективные направления развития

Авторы

  • Наталья Владимировна Кулибина Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-4-82-90

Аннотация

В статье дано одно из возможных определений понятия «образовательная среда»
и описана Образовательная среда по чтению русской художественной литературы, создаваемая коллективом специалистов Института Пушкина на портале «Образование
на русском». Задачами проекта является обучение чтению как пониманию, или смысловому восприятию текстов художественной литературы и/или совершенствование навыков, необходимых для квалифицированной читательской деятельности. Ядро Образовательной среды по чтению — интерактивный авторский курс «Уроки чтения – праздник,
который всегда с тобой», включающий более 50 уроков чтения по художественным текстам русских писателей XVIII–XXI веков от М. В. Ломоносова до С. В. Лукьяненко в двух
версиях «Читателям» и «Учителям», а также дополнительные онлайн и офлайн ресурсы
к ним: уроки «Учим наизусть» и «Читаем сами», Приложения в формате PDF, аудиои видеотексты. Также в статье представлены перспективные направления развития Образовательной среды по чтению русской художественной литературы. Одним из таких
направлений является разработка уроков чтения для детей с дислексией. В настоящее
время на сайте интерактивного курса уже размещены три логопедические версии уроков
чтения, которые отличаются иным представлением учебного материала на экране, а также наличием дополнительных подготовительных материалов для предтекстовой работы.
То и другое объясняется потребностями детей с особенностями речевого развития.
До конца текущего года предполагается значительное увеличение числа версий уроков
чтения, адресованных таким детям. Вторым направлением расширения целевой аудитории Образовательной среды по чтению является разработка методики и создание ресурсов для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, не владеющих техникой чтения, с использованием текстов русской детской художественной литературы (4+).
В статье приводятся скриншоты, которые позволяют представить, каким образом будет
организована эта работа. Параллельно с этими направлениями предполагается работа
по совершенствованию методики обучения смысловому восприятию художественных
текстов, оптимизации структуры интерактивного курса и обогащению его содержательного контента, созданию новых уроков чтения и многое другое.

Ключевые слова:

образовательная среда, художественная литература, смысловое восприятие текста, уроки чтения, дислексия, дошкольники

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Загрузки

Опубликован

30.12.2022

Как цитировать

Кулибина, Н. . (2022). Образовательная среда по чтению русской художественной литературы: основной корпус уроков чтения и перспективные направления развития. Мир русского слова, (4), 82–90. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2022-4-82-90

Выпуск

Раздел

Методика