Вся жизнь — театр! Рецепция русской литературы в сознании иностранных граждан через занятия в театральной студии (в программе подготовительного факультета)

Авторы

  • Олеся Игоревна Акифи Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова
  • Елена Николаевна Легочкина Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова
  • Алина Игоревна Кузькина Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.411

Аннотация

Целью предлагаемого исследования является обоснование актуальности и необходимости введения элементов театрализации (в форме театральной студии) в основную программу подготовительного факультета для иностранных граждан с целью повышения мотивации изучения русского языка и русской культуры, а также формирования вторичной языковой личности. В качестве материалов исследования использовался реальный практический многолетний опыт применения разных видов театрализации и формирования театральной студии на подготовительном факультете. Методологической базой служат материалы научных наработок коллег, методы анализа и сопоставления результатов усвоения русского языка. При проведении практического эксперимента применялись методы аналитического обобщения результатов, практического моделирования, абстрагирования, наблюдения, изучения продуктов творчества слушателей с целью выявления прогресса (или его отсутствия) в усвоении русского языка и реализации рецепции художественного текста. Авторы пришли к выводу, что на усвоение русского языка и формирование вторичной языковой личности театрализация оказывает большое положительное влияние. Формат театральной студии включает создание ситуаций успеха, психологические тренинги, необходимые для свободного общения на иностранном языке, усвоение коннотативной лексики, практическое использование коммуникативной методики, высокий уровень мотивации к обучению. Предлагается ряд конкретных упражнений и форм заданий в ракурсе метапредметного подхода с акцентом на рецепцию русской художественной литературы. Образование является одним из мощных рычагов политики «мягкой силы», в связи с чем важно находить новые эффективные и интересные виды проведения занятий. Дополнение стандартной программы факультативными курсами, учитывающими интересы иностранных граждан, позволяет поддерживать интерес к изучению русского языка и русской культуры. Рецепция классических произведений русской литературы играет важную роль в формировании общего культорологического фона, а также формирует понимание русского характера, что важно для лучшей социокультурной адаптации.

Ключевые слова:

театрализация, театральная студия, литература для иностранных граждан, методика работы театральной студии, обучение на подготовительном факультете, рецепция художественного текста, вторичная языковая личность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аркатова, Казинцева 2021 — Аркатова О. Г., Казинцева Н.О. Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации иностранных студентов. В сб.: Запад и Восток в диалоге культур. Сб. мат-лов Х Междунар. науч.-практич. конф. Липецк, 22–26 апреля 2021 г. Царькова В.Б., Люлюшин А.А. (ред.). Липецк: Липецкий гос. пед. ун-т имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. С. 25–29.

Иванова 2022 — Иванова Н. В. Интерферирующее влияние клипового чтения и пути его преодоления в обучении иностранным языкам. В сб.: Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: мат-лы докладов XIV Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. Саратов, 24–25 февраля 2022 г. Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 149–154.

Кузнецова, Шермет 2022 — Кузнецова О. З., Шермет А. А. Эмоциональный интеллект как составляющая образования будущего специалиста. Мир науки, культуры, образования. 2022, 6 (97): 284–286.

Кулибина 2001 — Кулибина Н. В. Зачем, что и как читать на уроке: художественный текст при изучении русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст. 2001. 324 с.

Левакин 2012 — Левакин Н. Н. Художественная рецепция как литературоведческое понятие (к вопросу понимания термина). Известия ПГЛУ им. В. Г. Белинского. 2012, (27): 308–310.

Пантыкина 2022 — Пантыкина Н. И. К вопросу о педагогической импровизации в обучении иностранному языку. В сб.: Современные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук: Мат-лы V Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием. Брянск, 25 января 2022 г. Коньшакова С. А. (ред.). Брянск: Брянский гос. инж.-технолог. ун-т, 2022. С. 61–63.

Романичева 2020 — Романичева Е. С. Текстовая деятельность как одно из условий успешной реализации метапредметного подхода к обучению. Мир русского слова. 2020, (3): 95–101.

Шлейермахер 2004 — Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: Европейский дом, 2004. 242 с. Carr N. 2008 — Carr N. Is Google Making Us Stupid? The Atlantic. 2008. URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/is-google-makingusstupid/306868 (дата обращения: 15.11.2022).

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Акифи, О. И., Легочкина, Е. Н., & Кузькина, А. И. (2024). Вся жизнь — театр! Рецепция русской литературы в сознании иностранных граждан через занятия в театральной студии (в программе подготовительного факультета). Мир русского слова, (4), 95–101. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.411

Выпуск

Раздел

Методика