Модальность волеизъявления в сверхтексте русского коронавирусного социального плаката

Авторы

  • Чжибин Ян Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.104

Аннотация

Статья посвящена изучению субполя волеизъявления категории тональности, реализуемого в сверхтексте русского социального плаката о коронавирусе. Исследование основывается на анализе 1500 рекламных плакатов, созданных в России во время пандемии коронавируса (2020–2023). Выборка материала осуществлялась с опорой на официальные сайты: «Стопкоронавирус.рф», «Мывместе2020.рф», а также на такие интернет-источники, как «ВКонтакте», Google и «Яндекс». Целевая установка исследования — выявить специфику волеизъявления тональности в дискурсе сверхтекста коронавирусного социального плаката, охарактеризовать языковые средства для ее реализации. В задачи статьи входит выделение различных микросубполей волеизъявления тональности в рекламном материале. Процедуры функционально-семантического, контекстологического и лексико-грамматического анализа позволили охарактеризовать волеизъявительную тональность социальной рекламы, представленной как сверхтекст, то есть как совокупность высказываний, ограниченных во времени и пространстве, объединенных общим содержанием и имеющих общую тональность. Сформулировано понимание тональности как выражение эмоционально-волевой ориентации адресанта, его отношения к теме речи, адресату и контексту общения. Текстовая категория тональности интерпретируется как полевая по своей структуре, включающая три субполя: волеизъявления, интенсивности и эмоциональности. Доминирующим компонентом рекламной тональности является субполе волеизъявления. Инвариантной модальной установкой сверхтекста социальной рекламы о коронавирусе является информационно-директивная тональность, реализуемая через комбинацию директивных и информационных микросубполей (призыва-приказа, запрета, призыва, предупреждения, рекомендации/совета, напоминания, просьбы, желания, информирования), которые носят просветительский характер и предназначены для обучения и направления действий адресата. Выделенные микросубполя выстроены по шкале категоричности волеизъявления.

Ключевые слова:

социальная реклама, пандемия коронавируса, сверхтекст, текстовая модальность, тональность, волеизъявление, средства выражения модальности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

СЛОВАРИ

Грамматика 1970 — Грамматика современного русского литературного языка. Шведова Н. Ю. (отв. ред.). М.: Наука, 1970. 754 с.

Грамматика 1980 — Русская грамматика. В 2 т. Т. 2. Синтаксис. Шведова Н. Ю. (отв. ред.). М.: Наука, 1980. 710 с.

ЛИТЕРАТУРА

Асенчик, Бойкова 202 1 — Асенчик Е. Ф., Бойкова С. Н. Русский язык как иностранный: словосочетание. Структурно-семантические типы предложений: практ. пособие. Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2021. 42 с.

Балли 1955 — Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. Пер. с фр. Е. В. и Т. В. Вентцель. М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 412 с.

Баранов 2007 — Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2007. 592 с.

Ваулина, Кукса 2018 — Ваулина С. С., Кукса И. Ю. Лингвистические стратегии реализации побудительной модальности в политическом лозунге и рекламном слогане. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2018, 17 (2): 63–73.

Вежбицкая 2001 — Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики. Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 272 с.

Вепрева 2022 — Вепрева И. Т. Национальная специфика социальной рекламы о коронавирусе в России и Китае. Quaestio Rossica. 2022, 10 (1): 35–52.

Вепрева, Ян Чжибин 2023 — Вепрева И. Т., Ян Чжибин. Аксиосфера социального рекламного плаката о коронавирусе в России и Китае. Научный диалог. 2023, 12 (2): 102–123.

Виноградов 1972 — Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1972. 614 с.

Гальперин 1981 — Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука., 1981. 138 с.

Елкина, Паутов 2020 — Елкина М. В., Паутов А. Д. Специфика социальной рекламы в условиях пандемии коронавируса. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020, 14 (4): 61–68.

Ефремов 2021 — Ефремов В. А. Язык вражды: ковидный исход. В кн.: Русский язык коронавирусной эпохи: монография. СПб.: Ин-т лингвист. исслед. РАН, 2021. С. 254–306.

Калинина 2020 — Калинина Л. Л. Социальная реклама и ее роль в современном российском обществе. Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2020, (3): 15–24.

Карасик 2002 — Карасик В. И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002. 333 с.

Котельникова, Леонтович 2020 — Котельникова Н. Н., Леонтович О. А. Эпидемия коронавируса через призму русского и китайского языкового сознания. Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2020, 4 (32): 81–97.

Кузьмина 2019 — Кузьмина Т. Н. Коммуникативная категория категоричности: прототипический и стратегический аспекты. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Майкоп, 2019. 20 с.

Купина, Битенская 1994 — Купина Н. А., Битенская Г. В. Сверхтекст и его разновидности. В кн.: Человек — текст — культура. Екатеринбург: Полиграфист, 1994. С. 214–233.

Купина, Матвеева 2013 — Купина Н. А., Матвеева Т. В. Стилистика современного русского языка: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 415 с.

Левин 1998 — Левин Ю. И. Семиотика советских лозунгов. В кн.: Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М.: Языки русской культуры, 1998. С. 542–559.

Малышкин 2015 — Малышкин К. Ю. Категоричность как семантико-прагматическая категория высказывания (на материале современного русского языка) . Автореф. дис. … канд. филол. наук. Омск, 2015. 22 с.

Матвеева 1990 — Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. 172 с.

Матвеева 1995 — Матвеева Т. В. К лингвистической теории жанра. Collegium. 1995, (12): 64–70.

Матвеева 1996 — Матвеева Т. В. Тональность разговорного текста: три способа описания. Stylistyka, 1996, (5): 210– 221.

Матвеева 2003 — Матвеева Т. В. Тональность. В кн.: Стилистический энциклопедический словарь русского языка. Кожина М. Н. (ред.). М.: Флинта; Наука, 2003. С. 549–552.

Сарайкина 2007 — Сарайкина О. В. Репертуар языковых средств выражения семантики запрета. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 21 с.

Солганик 1999 — Солганик Г. Я. О текстовой модальности как семантической основе текста. В сб.: Структура и семантика художественного текста: докл. VII Междунар. конф. Диброва Е. И. (ред.). М., 1999. С. 364–372.

Солганик 2010а — Солганик Г. Я. Очерки модального синтаксиса. М.: Флинта; Наука, 2010. 136 с.

Солганик 2010б — Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. 128 с.

Тураева 1994 — Тураева З. Я. Лингвистика текста и категория модальности. Вопросы языкознания. 1994, (3): 105–114.

Умеренкова 2021 — Умеренкова А. В. Культурно-релевантный контент дискурса социальной рекламы (на материале русско- и англоязычной рекламы по борьбе с коронавирусом). Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2021, (1): 39–48.

Шептухина, Горбань 2015 — Шептухина Е. М., Горбань О. А. Войсковые грамоты середины XVIII века в аспекте категории модальности. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015, 5 (29): 7–18.

COVID-19: катастрофа… 2020 — Мустайоки А., Зорихина-Нильссон Н. В., Гусман Тирадо Р., Тоус-Ровироса А., Дергачева Д. А., Вепрева И. Т., Ицкович Т. В. COVID-19: катастрофа в языковом измерении разных стран. Quaestio Rossica. 2020, 8 (4): 1369–1390.

Загрузки

Опубликован

05.11.2024

Как цитировать

Ян , Ч. (2024). Модальность волеизъявления в сверхтексте русского коронавирусного социального плаката. Мир русского слова, (1), 36–45. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.104

Выпуск

Раздел

Лингвистика