Лингвистические приемы обучения РКИ на примере тематической группы «Игрушки»

Авторы

  • Людмила Викторовна Котане Владимирский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.311

Аннотация

Настоящая статья носит практико-ориентированный характер. Рассматриваются возможные векторы применения лексики, входящей в тематическую группу «Игрушки», в процессе обучения детей русскому языку как иностранному на элементарном и базовом уровнях: при изучении алфавита, освоении навыка чтения, изучении грамматического материала (существительные и прилагательные мужского и женского рода, притяжательные местоимения, спряжение глаголов), а также при пополнении лексической базы. Подчеркивается значимость эмоциональной вовлеченности учащихся в познавательный процесс и обеспечение этого условия за счет выбора описываемых приемов на основе лексем, относящихся к тематической группе (ТГ) «Игрушки». В качестве языкового материала используются две тематические области типологии ТГ «Игрушки» — искусственные и виртуальные игрушки. Предложены методические приемы составления заданий по темам «Внешность», «Характер», и показана возможность применения слов и фраз-распространителей для конкретизации и описания игрушки/объекта. Кроме того, приводятся примеры заданий, разработанных на базе лексики тематической области «Виртуальные игрушки», которые нацелены на освоение винительного, творительного и предложного падежей, форм прошедшего времени. В настоящей статье автор делится результатами, полученными от внедрения экспериментального курса РКИ, включающего перечисленные лингвистические приемы. Курс проходили дети в возрасте 9–11 лет в языковой школе в Латвии (родной язык обучаемых — латышский). По традиционной программе обучались 16 учеников и 16 — по программе «Учим русский язык, играя в “Майнкрафт”». Для оценки эффективности освоения РКИ, кроме оценки навыков говорения, чтения, письма и понимания, автором вводятся дополнительные критерии — лингвистические soft skills (мягкие языковые навыки): скорость реакции/ответа, уверенность в процессе коммуникации, использование распространителей. Результаты показали, что при относительно равном успешном освоении учебной программы в группах по программе, основанной на базе лексики компьютерной игры, обучаемые лучше запоминают лексику и грамматические конструкции русского языка, а также более уверенно говорят и с большей вовлеченностью принимают участие в коммуникативных ситуациях.

Ключевые слова:

тематическая группа, типология, игрушки, лингвистические приемы, компьютерные игры, задания РКИ, виртуальные игрушки, методический эксперимент, thematic group

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Словарь геймера — Словарь геймера. URL: https://club.dnsshop. ru/blog/t‑64‑videoigryi/41640‑slovar-geimeraperevodimsigrovogo-na-russkii/?ysclid=m5lmddf0zl873400838&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 07.01.2025).

Словарь компьютерных терминов — Словарь компьютерных терминов, 1268 слов. URL: https://www.computer. slovaronline.com (дата обращения: 07.01.2025).

Словарь компьютерных терминов и интернет-сленга — Словарь компьютерных терминов и интернет-сленга. URL: https://www.proacton.ru/internet-marketing/ terms-glossary (дата обращения: 07.01.2025).

Список игровых терминов — Список игровых терминов. URL: https://Top-Fun. ru (дата обращения: 07.01.2025).

ЛИТЕРАТУРА

Горшунова 2019 — Горшунова А. С. К вопросу об активных формах обучения русскому языку как иностранному. Эпоха науки. 2019, (18): 127–129.

Коломейцева, Шмалько-Затинацкая 2021 — Коломейцева Е. Б., Шмалько-Затинацкая С. А. Игра-квест как метод активного обучения в РКИ. Проблемы современного педагогического образования. 2021, (72): 124–127.

Кривоборская 2016 — Кривоборская Д. М. Проблемы мотивации при изучении детьми дошкольного и школьного возраста русского языка как иностранного. Педагогическое образование в России. 2016, (12): 83–87.

Матохина и др. 2017 — Матохина А. В., Харламова Н. В., Шабалина О. А., Куликов Е. А. Использование игровых образовательных технологий в системе обучения русского как иностранного языка в современном вузе. Открытое образование. 2017, 21 (3): 39–47.

Никитенко и др. 2017 — Никитенко З. Н., Янченко В. Д., Никитенко Е. А., Дейкина А. Д. Творческая самореализация учащихся в процессе изучения русского языка как иностранного. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017, 7 (2): 7–19.

Николаева 2017 — Николаева Е. И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии. М.: ПЕР СЭ, 2017. 624 с.

Розовская и др. 2014 — Розовская Р. И., Печенкова Е. В., Мершина E. A., Мачинская Р. И. фМРТ-исследование удержания в рабочей памяти изображений различной эмоциональной валентности. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014, 11 (1): 27–48.

Buchanan, Adolphs 2002 — Buchanan T. W., Adolphs R. The role of the human amygdala in emotional modulation of long-term declarative memory. In: Emotional cognition: From brain to behavior. Moore S., Oaksford M. (eds). Amsterdam: John Benjamins Publishing, 2002. P. 9–34.

Charkhabi et al. 2019 — Charkhabi M., Arsalidou M., Khalezov E., Kotova T., Baker J. S., Dutheil F. School engagement of children in early grades. Psychometric, and gender comparisons. PLoS ONE. 2019, 14 (11): e0225542. https://doi.org/10.1371/journal. pone.0225542 Kensinger, Garoff-Eaton,

Schacter 2006 — Kensinger E. A., Garoff-Eaton R. J., Schacter D. L. Memory for specific visual details can be enhanced by negative arousing content. Journal of Memory and Language. 2006, (54): 99–112.

Kensinger, Schacter 2008 — Kensinger E. A., Schacter D. L. Memory and emotion. In: Handbook of emotions. Lewis M., HavilandJones J. M., Barrett L. F. (eds). New York: Guilford Press, 2008. P. 601–617.

Tulving, Thomson 1973 — Tulving E., Thomson D. Encoding specificity and retrieval processes in episodic memory. Psychological Review. 1973, 80 (5): 352–373.

Загрузки

Опубликован

12.03.2025

Как цитировать

Котане, Л. В. (2025). Лингвистические приемы обучения РКИ на примере тематической группы «Игрушки». Мир русского слова, (3), 100–109. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.311

Выпуск

Раздел

Методика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)