Лингвистические приемы обучения РКИ на примере тематической группы «Игрушки»
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.311Аннотация
Настоящая статья носит практико-ориентированный характер. Рассматриваются возможные векторы применения лексики, входящей в тематическую группу «Игрушки», в процессе обучения детей русскому языку как иностранному на элементарном и базовом уровнях: при изучении алфавита, освоении навыка чтения, изучении грамматического материала (существительные и прилагательные мужского и женского рода, притяжательные местоимения, спряжение глаголов), а также при пополнении лексической базы. Подчеркивается значимость эмоциональной вовлеченности учащихся в познавательный процесс и обеспечение этого условия за счет выбора описываемых приемов на основе лексем, относящихся к тематической группе (ТГ) «Игрушки». В качестве языкового материала используются две тематические области типологии ТГ «Игрушки» — искусственные и виртуальные игрушки. Предложены методические приемы составления заданий по темам «Внешность», «Характер», и показана возможность применения слов и фраз-распространителей для конкретизации и описания игрушки/объекта. Кроме того, приводятся примеры заданий, разработанных на базе лексики тематической области «Виртуальные игрушки», которые нацелены на освоение винительного, творительного и предложного падежей, форм прошедшего времени. В настоящей статье автор делится результатами, полученными от внедрения экспериментального курса РКИ, включающего перечисленные лингвистические приемы. Курс проходили дети в возрасте 9–11 лет в языковой школе в Латвии (родной язык обучаемых — латышский). По традиционной программе обучались 16 учеников и 16 — по программе «Учим русский язык, играя в “Майнкрафт”». Для оценки эффективности освоения РКИ, кроме оценки навыков говорения, чтения, письма и понимания, автором вводятся дополнительные критерии — лингвистические soft skills (мягкие языковые навыки): скорость реакции/ответа, уверенность в процессе коммуникации, использование распространителей. Результаты показали, что при относительно равном успешном освоении учебной программы в группах по программе, основанной на базе лексики компьютерной игры, обучаемые лучше запоминают лексику и грамматические конструкции русского языка, а также более уверенно говорят и с большей вовлеченностью принимают участие в коммуникативных ситуациях.
Ключевые слова:
тематическая группа, типология, игрушки, лингвистические приемы, компьютерные игры, задания РКИ, виртуальные игрушки, методический эксперимент, thematic group
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.