От слов к образам: метафорический экфрасис в творчестве Виктора Пелевина

Авторы

  • Алина Вадимовна Пименова Санкт--Петербургский государственный университет https://orcid.org/0009-0000-0769-3610

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.309

Аннотация

Статья посвящена исследованию метафорического экфрасиса в романах писателя-современника Виктора Пелевина, одного из ключевых представителей постмодернистской литературы. В художественном тексте метафора в экфрасисе наряду с функцией визуализации выполняет роль элемента, структурирующего события в рамках «фрейма видения». Под метафорическим понимается такой тип экфрасиса, в котором метафора занимает доминантную позицию в создании визуального образа, участвующего в построении экфрастического нарратива и организации смысла текста. На основе лингвокогнитивного подхода, разработанного Дж. Лакоффом и М. Джонсоном, а также логической теории метафоры Дж. Миллера был проанализирован ряд примеров метафорического экфрасиса в романах Пелевина «Generation “П”» (1999), «Бэтман Аполло» (2013) и «Путешествие в Элевсин» (2023). В каждом из этих текстов метафорический экфрасис формирует поэтические образы, которые, будучи одним из элементов многослойного нарратива, способствуют раскрытию концептуального и философского содержания текстов и служат одним из элементов выражения авторского индивидуального стиля. Анализ материала показывает, что ключевой особенностью метафорического экфрасиса является субъективация, то есть обусловленность изображения позицией героя или повествователя. В зависимости от точки зрения наблюдателя и акта наблюдения (репрезентированный/нерепрезентированный) метафорический экфрасис может выполнять функции от простого изображения аналогии до раскрытия психологии персонажей. Визуальный дискурс в творчестве Пелевина занимает вполне оформившуюся нишу, поэтому метафорический экфрасис становится ключевым средством, участвующим в создании многослойных образов, которые не только визуализируют сюжет, но и способствуют формированию литературной кинематографичности.

Ключевые слова:

изображение, метафора, образ, текст, лингвокогнитивный, экфрасис

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ИСТОЧНИКИ

Пелевин 1999 — Пелевин В. О. Generation ≪П≫. Рассказы. М.: ВАГРИУС, 1999. 304 с.

Пелевин 2022 — Пелевин В. О. Бэтман Аполло. М.: АСТ, 2022. 544 с.

Пелевин 2023 — Пелевин В. О. Путешествие в Элевсин. М.: Эксмо, 2023. 480 с.

СЛОВАРИ

Мокиенко, Никитина 2007 — Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских поговорок. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 784 с.

ЛИТЕРАТУРА

Брагинская 1977 — Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации). В сб.: Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. Судник Т. М.,

Цивьян Т. В. (ред.). М.: Наука, 1977. С. 259–283. Бугаева 2010 — Бугаева Л. Д. Экфрасис в романе Пелевина «Generation “П”». Мир русского слова. 2010, (3): 93–101.

Бугаева 2023 — Бугаева Л. Д. Искусственный интеллект и Виктор Пелевин. Исследовательский журнал русского языка и литературы. 2023, 11 (2): 11–27.

Геллер 1997 — Геллер Л. На подступах к жанру экфрасиса. Русский фон для нерусских картин (и наоборот). Wiener Slawistischer Almanach. 1997, (44): 151–179.

Даманский 2013 — Даманский В. А. Портретная живопись в романе М. Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013, 14 (4): 243–252.

Лакофф, Джонсон 2004 — Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем [1980]. Пер. с англ. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

Мартьянова 2016 — Мартьянова И. А. Кинометафора жизни современной русской прозы. Мир русского слова. 2016, (1): 113–118.

Миловидов 2015 — Миловидов В. А. Нарратология экфрасиса. В сб.: Нарратология и компаративистика. Виноградов И. А. (ред.). М.: РГГУ, 2015. С. 177–185.

Фрейденберг 1978 — Фрейденберг О. М. Образ и понятие. Метафора. В сб.: Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. С. 180–205.

Яценко 2011 — Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты…». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель. Вопросы философии. 2011, (11): 47–58.

Clifton 1983 — Clifton N. R. The figure in film. Newark: University of Delaware Press, 1983. 394 p.

Forceville 1996 — Forceville Ch. Pictorial Metaphor in Advertising. London; New York: Routledge, 1996. 233 p.

Forceville 2008 — Forceville Ch. Pictorial and multimodal metaphor in commercials. In: Go Figure! New Directions in Advertising Rhetoric. Armonk: M. E. Sharpe Inc., 2008. P. 272–310.

Gianetti 1972 — Gianetti L. Cinematic metaphors. Journal of Aesthetic Education. 1972, 6 (4): 49–61.

Heffernan 1991 — Heffernan J. A. W. Ekphrasis and representation. New Literary History. 1991, 22 (2): 297–316.

Hollander 1995 — Hollander J. The Gazer’s Spirit: Poems Speaking to Silent Works of Art. Chicago: University of Chicago Press, 1995. 392 p.

Kennedy 1982 — Kennedy J. M. Metaphor in Pictures. Perception. 1982, 11 (5): 589–605.

Mitchell 1994 — Mitchell W. J. T. Picture Theory: Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago: University of Chicago Press, 1994. 462 p.

Scott 1994 — Scott G. F. The Sculptured Word: Keats, Ekphrasis, and the Visual Arts. Hanover: University Press of New England, 1994. 224 p.

Webb 1999 — Webb R. Ekphrasis ancient and modern: The invention of a genre. Word & Image. 1999, 15 (1): 7–18.

Загрузки

Опубликован

06.04.2025

Как цитировать

Пименова, А. В. (2025). От слов к образам: метафорический экфрасис в творчестве Виктора Пелевина. Мир русского слова, (3), 79–87. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.309

Выпуск

Раздел

Язык и литература