Тульская лингвокультурологическая школа
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.412Аннотация
Статья посвящена описанию деятельности тульской лингвокультурологической школы. Ее появление во многом обусловлено исследованиями фразеологической школы, возглавляемой В. Л. Архангельским. Его ученики В. Н. Телия, В. Т. Бондаренко, Т. В. Ренская стояли у истоков формирования экспериментально-теоретической базы лингвокультурологии. Развитие школы осуществлялось в двух направлениях: изучение принципов культуры, концептов и рассмотрение лингвокультурного симболария. В рамках первого углублялась лингвокультурологическая теория концепта, исследовались средства его вербальной репрезентации. Изучению подлежали исконно русские и импортированные концепты, предпринимались сопоставительные исследования их объективации в различных дискурсах, позволяющие увидеть различия в концептуализации наивного и научного знания. Второе направление работы связано с изучением вербальных знаков культуры. Тульская лингвокультурологическая школа развивает идею существования промежуточного, лингвокультурного уровня, являющего следствием взаимодействия языка и культуры. Слова, фразеологические единицы принимают культурные функции и становятся знаками культуры, среди которых определяют символы (квазисимволы), эталоны (квазиэталоны), наивные меры (квазимеры), обереги, бренды, эмблемы. Описана семиотическая природа символов и эталонов, семантико-прагматические особенности, системные свойства, исследован текстообразующий потенциал. В целях лексикографирования лингвокультурных единиц разработана макрои микроструктура словаря. Создан двуязычный словарь русских и болгарских символов. Научная школа направляет усилия на популяризацию своих идей: регулярно проводит научные конференции, осуществляет научно-методическую работу. Перспективы научных изысканий тульская лингвокультурологическая школа видит в изучении тезауруса и симболария региональной культуры.
Ключевые слова:
язык, культура, лингвокультурология, тульская лингвокультурологическая школа, лингвокультурная единица, концепт, словарь
Скачивания
Библиографические ссылки
Токарев 2020 — Токарев Г. В. Краткий словарь русских лингвокультурных единиц. Тула: ТППО, 2020. 273 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Мир русского слова» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.