Тульская лингвокультурологическая школа

Авторы

  • Григорий Валериевич Токарев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.412

Аннотация

Статья посвящена описанию деятельности тульской лингвокультурологической школы. Ее появление во многом обусловлено исследованиями фразеологической школы, возглавляемой В. Л. Архангельским. Его ученики В. Н. Телия, В. Т. Бондаренко, Т. В. Ренская стояли у истоков формирования экспериментально-теоретической базы лингвокультурологии. Развитие школы осуществлялось в двух направлениях: изучение принципов культуры, концептов и рассмотрение лингвокультурного симболария. В рамках первого углублялась лингвокультурологическая теория концепта, исследовались средства его вербальной репрезентации. Изучению подлежали исконно русские и импортированные концепты, предпринимались сопоставительные исследования их объективации в различных дискурсах, позволяющие увидеть различия в концептуализации наивного и научного знания. Второе направление работы связано с изучением вербальных знаков культуры. Тульская лингвокультурологическая школа развивает идею существования промежуточного, лингвокультурного уровня, являющего следствием взаимодействия языка и культуры. Слова, фразеологические единицы принимают культурные функции и становятся знаками культуры, среди которых определяют символы (квазисимволы), эталоны (квазиэталоны), наивные меры (квазимеры), обереги, бренды, эмблемы. Описана семиотическая природа символов и эталонов, семантико-прагматические особенности, системные свойства, исследован текстообразующий потенциал. В целях лексикографирования лингвокультурных единиц разработана макрои микроструктура словаря. Создан двуязычный словарь русских и болгарских символов. Научная школа направляет усилия на популяризацию своих идей: регулярно проводит научные конференции, осуществляет научно-методическую работу. Перспективы научных изысканий тульская лингвокультурологическая школа видит в изучении тезауруса и симболария региональной культуры.

Ключевые слова:

язык, культура, лингвокультурология, тульская лингвокультурологическая школа, лингвокультурная единица, концепт, словарь

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

СЛОВАРИ

Бондаренко 2013 — Бондаренко В. Т. Ответные реплики в русской диалогической речи. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. 339 с.

Ренская 2009 — Ренская Т. В. Словарь живописных образных единиц русской фразеологии. Указатель концептосфер. Тула: Неография, 2009. 112 с.

Ренская 2011 — Ренская Т. В. Фраземный знак как система концептосфер в русском языке. Тула: Неография, 2011. 128 с.

Русско-болгарский 2021 — Русско-болгарский словарь квазисимволов. Тула: ТППО, 2021. 309 с.

Токарев 2020 — Токарев Г. В. Краткий словарь русских лингвокультурных единиц. Тула: ТППО, 2020. 273 с.

Тульский край 2023 — Тульский край: опыт описания представлений туляка в первой трети XXI века. В. И. Абрамова, Ю. М. Зубарева, Ю. И. Кузина, М. С. Мазалова, К. С. Мозгачёва, Г. В. Токарев (авт.-сост.). Тула: Тульский полиграфист 1, 2023. 161 с.

Степанов 2001 — Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2001. 990 с.

ЛИТЕРАТУРА

Кубрякова 1995 — Кубрякова Е. С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа). В сб.: Язык и наука конца XX века. Ю. С. Степанов (ред.). М.: Институт языкознания РАН, 1995. С. 144–238.

Телия 1996 — Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. 288 с.

Токарев 2013 — Токарев Г. В. Человек: стереотипы русской лингвокультуры. Тула: С-Принт, 2013. 92 с.

Токарев 2021 — Токарев Г. В. Лингвокультурный симболарий: квазисимволы. Тула: ТППО, 2021. 117 с.

Токарев 2023 — Токарев Г. В. Проблемы изучения симболария региональной идентичности: лингвокультурологический аспект. Тула: ТППО, 2023. 167 с.

Токарева 2008 — Токарева И. Ю. Формирование культуроведческой (культурно-языковой) компетенции учащихся при изучении русского языка: учебно-методическое пособие. Тула: Изд-во ИПК и ППРО ТО, 2008. 62 с.

Токарева 2012 — Токарева И. Ю. Формирование культурно-языковой (культуроведческой) компетенции учащихся при изучении текста: учебное пособие. Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2012. 64 с.

Загрузки

Опубликован

06.04.2025

Как цитировать

Токарев, Г. В. (2025). Тульская лингвокультурологическая школа. Мир русского слова, (4), 109–116. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.412

Выпуск

Раздел

Язык и культура