Методические проблемы ораторики

Авторы

  • Анатолий Валентинович Стешов Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского https://orcid.org/0009-0004-7855-3008
  • Мария Анатольевна Стешова Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов https://orcid.org/0009-0004-7855-3008

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.401

Аннотация

В статье исследуется содержание малоизученного раздела риторической науки — ораторики, освоение знаний которой способно привести на высшую ступень риторической компетентности — ораторское искусство. Рассматривается понятие «публичная убеждающая речь» и параметры ее стиля для совершенных ораторов. Обсуждаются три не решенные до настоящего времени методические проблемы ораторики. Первая проблема заключается в отсутствии представления о методе ораторики. Для всех разделов, родов и видов риторики может существовать только единый метод, поэтому в качестве решения данной проблемы предлагается рассматривать модель метода ораторики как тождественную модели метода риторики. Вторая проблема — в неразработанности концепции риторического изобретения (инвенции) как первого этапа риторического канона. На основе модели метода ораторики и закона ораторской речи авторы представляют решение в виде графической схемы концепции инвенции как совокупности установок для мышления по методу. Третья проблема ораторики — в необходимости определения методики разработки замысла убеждающей речи. На основе концепции риторического изобретения разрабатывается визуальная схема объединенной идейной конструкции замысла речи. Наглядные авторские модели применены для объяснения трех методических проблем ораторики как высшего раздела риторики, что составляет новизну исследования. Поскольку ораторика находится на стыке многих фундаментальных и речеведческих наук, авторская методика исследования опирается на символический подход как одно из направлений синергетики. Графические модели позволили разработать методику обучения ораторскому искусству в соответствии с классическим каноном риторики Аристотеля, что необходимо для формирования риторической компетентности речедеятеля.

Ключевые слова:

ораторика, публичная убеждающая речь, риторическая компетентность, парадигма убеждения, модель метода ораторики, концепция инвенции, замысел речи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Аннушкин 2021 — Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. 5‑е изд. М.: Флинта, 2021. 417 с. .

Апресян 1972 — Апресян Г. З. Ораторское искусство. 2‑е изд. М.: МГУ, 1972. 255 с.

Апресян 1978 — Апресян Г. З. Ораторское искусство. 3‑е изд. М.: МГУ, 1978. 280 с.

Баева 2005 — Баева Т. Т. Риторическая концепция Аристотеля в схеме А. В. Стешова «Разработка замысла речи». Записки Горного института. 2005, 160 (1): 117–121.

Берков, Яскевич 2007 — Берков В. Ф., Яскевич Я. С. Логика и риторика. Хрестоматия. 2‑е изд. Мн.: ТетраСистемс, 2007. 736 с.

Буало 2010 — Буало Н. Поэтическое искусство. СПб.: Азбука, 2010. 176 с.

Кошанский 1832 — Кошанский Н. Ф. Частная реторика. СПб.: Изд-во Имп. Акад. наук, 1832. 162 с.

Лебон 2020 — Лебон Г. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2020. 384 с.

Ломоносов 1952 — Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию. М.: Изд-во АН СССР, 1952. 322 с.

Мехта, Аннушкин 2012 — Мехта А., Аннушкин В. И. Содержание и эволюция термина «ораторика». Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2012, (3): 44–49.

Пассов 2009 — Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. СПб.: Златоуст, 2009. 125 с.

Рождественский 2015 — Рождественский Ю. В. Теория риторики. 6‑е изд. М.: Флинта, 2015. 544 с.

Серебренников 1791 — Серебренников А. Н. Краткое руководство к оратории Российской, сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося. М., 1791. 192 с.

Солодова 2016 — Солодова Е. А. Новые модели в системе образования. Синергетический подход. М.: Либроком, 2016. 344 с.

Стешов 2014 — Стешов А. В. Риторика для лидера. СПб.: НОУ «Экспресс», 2014. 70 с.

Стешов, Стешова 2013 — Стешов А. В., Стешова М. А. Методика риторической разработки публичной речи. Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2013, 2 (19): 98–106.

Стешов, Стешова 2020 — Стешов А. В., Стешова М. А. Методология познания риторики ХХI века. В сб.: Научно-педагогический альманах «Актуальные проблемы профессиональной педагогической деятельности» . СПб.: ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2020. С. 351–360.

Стешов, Стешова 2022 — Стешов А. В., Стешова М. А. Убеждение публичной речью. В сб.: Развитие военной педагогики в XXI веке: мат-лы IХ межвуз. науч.-практич. конф. Костарев С. В., Соколова И. И., Ершов Н. В. (ред.). СПб.: Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного, 2022. С. 527–539.

Сычев 1991 — Сычев О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. М.: Знание, 1991. 64 с.

Холл 2004 — Холл М. Магия коммуникации. Использование структуры и значения языка. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 345 с.

Цицерон 1972 — Цицерон М. Т. Об ораторе. Книга 1. Пер. Ф. А. Петровского. М.: Наука, 1972. 62 c.

Цицерон 1972 — Цицерон М. Т. Об ораторе. Книга 3. Пер. Ф. А. Петровского. М.: Наука, 1972. 61 c.

Larson 1968 — Larson R. L. Discovery through questioning: A plan for teaching rhetorical invention. Urbana: College English Publ. 1968, 30 (2): 126–134.

Загрузки

Опубликован

29.08.2024

Как цитировать

Стешов, А. В., & Стешова, М. А. (2024). Методические проблемы ораторики. Мир русского слова, (4), 4–15. https://doi.org/10.21638/spbu30.2023.401

Выпуск

Раздел

Лингвистика