«Думать и говорить, как ученые»: диагностика уровня сформированности научных понятий посредством лингвистического эксперимента (на примере общей и неорганической химии)

Авторы

  • Марина Юрьевна Сидорова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1
  • Михаил Денисович Агапкин Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1

DOI:

https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-13-24

Аннотация

В статье обсуждаются результаты лингвистического эксперимента, нацеленного на изучение понимания языковых выражений из учебников по общей и неорганической химии для вузов, тремя группами носителей русского языка: школьниками 8–11 класса, студентами направления «Химия», магистрантами и аспирантами направления «Филология». Эксперимент проводился по методике «третий лишний» с использованием гуглформ. Целью эксперимента было выяснить, на какой стадии освоения специальной дисциплины учащиеся начинают «думать и говорить, как ученые» (Дж. Лемке) и какую роль в оперировании элементами специального языка (как терминологическими, так и общими с общелитературным языком) может играть лингвистическая компетенция. Результаты эксперимента показывают, что лингвистическое преобразование (кросскультурный переход), необходимый для построения профессиональных естественнонаучных моделей, совершается в процессе получения высшего профессионального образования (студенты-химики). Подтвердилась также гипотеза о том, что высокая лингвистическая компетенция позволяет в некоторых случаях компенсировать невладение профессиональным знанием за счет более квалифицированного оперирования с языковыми единицами и контекстами (филологи). Худшие результаты, продемонстрированные группой школьников, объясняются недостаточностью как предметной, так и лингвистической компетенции этих респондентов. На основе анализа результатов эксперимента формулируются соответствующие задачи для преподавателей курса «Русский язык и культура речи» на естественнонаучных факультетах и предлагаются пути их решения, а также определяются проблемы, с которыми могут встречаться, с одной стороны, филологи и с другой — преподаватели языка специальности в ходе обучения студентов «думать и говорить, как ученые», и способы преодоления этих проблем.

Ключевые слова:

язык специальности, лингвистический эксперимент, химия, кросскультурный переход, научные концепты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Павлов 2016 — Павлов И. П. Физиология и психология при изучении высшей нервной деятельности животных. В кн.: Павлов И.П. Физиология. Избранные труды.М.: Юрайт, 2016. С. 194–206.

Пентин 2010 — Пентин А. Ю. Построение естественнонаучных и математических моделей как линвистическое преобразование. В кн.: Лингвистический компонент обучения в средней школе: теория и практика.2010. С. 106–114.

Сидорова, Шматко, Певцов 2021 — Сидорова М. Ю., Шматко А. С., Певцов Д. Н. Лексико-грамматическая основа общей и неорганической химии. М.: Доброе слово и Ко, 2021. 289 с.

Aikenhead 1996 — Aikenhead G. S. Science education: border crossing into the subculture of science. Studies in Science Education. 1996, (27): 1–52.

Bučková 2020 — Bučková A., Prokša M. The persistence of primary school students’ initial ideas about acids and bases in the mental models of adults. Chemical Education Research and Practice. 2020, (22): 164–174.

Barke 2009 — Barke H.-D., Hazari A., Yitbarek S. Misconceptions in chemistry: Addressing perceptions in chemical education. Berlin: Springer–Verlag Heidelberg, 2009. 294 p.

Brown 2008 — Brown D.E., Hammer D. International Handbook of Research on Conceptual Change: Conceptual Change in Physics. New York and London: Routledge Taylor & Francis Group, 2008. P. 127–154.

Carlsen 2007 — Carlsen W. S. Handbook of Research in Science Education: Language and science learning. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2007. P. 57–74.

Cetin 2005 — Cetin A., Kaya E., Geban O. Facilitating conceptual change in acid–base concepts. In:The British Educational Research Association Annual Conference. University of Glamorgan, 2005.

Cink 2016 — Cink R.B., Song Y. Appropriating scientific vocabulary in chemistry laboratories: a multiple case study of four community college students with diverse ethno-linguistic backgrounds. Chemical Education Research and Practice. 2016, (17): 604–617.

Cobern 1997 — Cobern W.W., Aikenhead G.S. Cultural aspects of learning science. In: The 1997 annual meeting of the National Association for Research in Science Teaching Scientifi c. Chicago, 1997. P. 1–20.

Driver 1994 — Driver R., Asoko H., Leach J., Mortimer E., Scott P. Constructing scientifi c knowledge in the classroom.Educational Researcher. 1994, (7): 5–12.

Duit 1991 — Duit R. The constructivist view in science education — what it has to off er and what should not be expected from it. Investigações em Ensino de Ciências. 1991, (1): 40–75.

Halliday 1993 — Halliday M.A.K. Towards a language-based theory of learning. Linguist Education. 1993, (2): 93–116.

Horton 2007 — Horton C. Student alternative conceptions in chemistry. California Journal of Science Education. 2007, (2): 18–38.

Kind 2004 — Kind V. Beyond Appearances: Students’ misconceptions about basic chemical ideas. 2nd Edition. School of Education, Durham University, UK, 2004. 84 p.

Lemke 1990 — Lemke J.L. Talking Science: language, learning, and values. Norwood, NJ: Ablex. 1990. 269 p.

Mulford 2002 — Mulford D.R., Robinson W.R. An inventory for alternate conceptions among fi rst semester General Chemistry students. Journal of Chemical Education. 2002, (6): 739–744.

Posner 1982 — Posner G. J., Strike K. A., Hewson P. W., Gertzog W. A. Accommodation of scientifi c conception: Toward a theory of conceptual change. Science Education. 1982, (2): 211–227.

Solomon 1983 — Solomon J. Learning about energy: How pupils think in two domains. European Journal of Science Education. 1983, (1): 49–59.

Stojanovska 2017 — Stojanovska M., Petruševski V. M. Investigating the presence of misconceptions of 8th grade students through multiple-choice questions at national chemistry competition tests. Macedonian Journal of Chemistry and Chemical Engineering. 2017, (2): 279–284.

Stojanovska 2012 — Stojanovska M., Soptrajanov B. T., Petruševski V. M. Addressing Misconceptions about the Particulate Nature of Matter among Secondary-School and High-School Students in the Republic of Macedonia. Creative Education. 2012, (5): 619–631.

Treagust 1988 — Treagust D. F. Development and use of diagnostic tests to evaluate students’ misconceptions in science. International Journal of Science Education. 1988, (2): 159–169.


References

Павлов 2016 — Pavlov I. P. Philology and psychology in the study of higher nervous activity of animals. In: Pavlov I. P. Fiziologiia. Izbrannye trudy. Moscow: Iurait Publ., 2016. P. 194–206. (in Russian)

Пентин 2010 — Pentin A. Iu. Construction of natural science and mathematical models as a linguistic transformation. In: Lingvisticheskii komponent obucheniia v srednei shkole: teoriia i praktika. 2010. P. 106–114. (in Russian)

Сидорова, Шматко, Певцов 2021 — Sidorova M. Iu., Shmatko A. S., Pevtsov D. N. Lexico-grammatical basis of general and inorganic chemistry. Moscow: Dobroe slovo i Ko Publ., 2021. 289 s. (in Russian)

Aikenhead 1996 — Aikenhead G. S. Science education: border crossing into the subculture of science. Studies in Science Education. 1996, (27): 1–52.

Bučková 2020 — Bučková A., Prokša M. The persistence of primary school students’ initial ideas about acids and bases in the mental models of adults. Chemical Education Research and Practice. 2020, (22): 164–174.

Barke 2009 — Barke H.-D., Hazari A., Yitbarek S. Misconceptions in chemistry: Addressing perceptions in chemical education. Berlin: Springer–Verlag Heidelberg, 2009. 294 p.

Brown 2008 — Brown D.E., Hammer D. International Handbook of Research on Conceptual Change: Conceptual Change in Physics. New York and London: Routledge Taylor & Francis Group, 2008. P. 127–154.

Carlsen 2007 — Carlsen W. S. Handbook of Research in Science Education: Language and science learning. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2007. P. 57–74.

Cetin 2005 — Cetin A., Kaya E., Geban O. Facilitating conceptual change in acid–base concepts. In: The British Educational Research Association Annual Conference. University of Glamorgan, 2005.

Cink 2016 — Cink R.B., Song Y. Appropriating scientific vocabulary in chemistry laboratories: a multiple case study of four community college students with diverse ethno-linguistic backgrounds. Chemical Education Research and Practice. 2016, (17): 604–617.

Cobern 1997 — Cobern W.W., Aikenhead G.S. Cultural aspects of learning science. In: The 1997 annual meeting of the National Association for Research in Science Teaching Scientific. Chicago, 1997. P. 1–20.

Driver 1994 — Driver R., Asoko H., Leach J., Mortimer E., Scott P. Constructing scientific knowledge in the classroom. Educational Researcher. 1994, (7): 5–12.

Duit 1991 — Duit R. The constructivist view in science education — what it has to offer and what should not be expected from it. Investigações em Ensino de Ciências. 1991, (1): 40–75.

Halliday 1993 — Halliday M.A.K. Towards a language-based theory of learning. Linguist Education. 1993, (2): 93–116.

Horton 2007 — Horton C. Student alternative conceptions in chemistry. California Journal of Science Education. 2007, (2): 18-38.

Kind 2004 — Kind V. Beyond Appearances: Students’ misconceptions about basic chemical ideas. 2nd Edition. School of Education, Durham University, UK, 2004. 84 p.

Lemke 1990 — Lemke J.L. Talking Science: language, learning, and values. Norwood, NJ: Ablex. 1990. 269 p.

Mulford 2002 — Mulford D.R., Robinson W.R. An inventory for alternate conceptions among fi rst semester General Chemistry students. Journal of Chemical Education. 2002, (6): 739–744.

Posner 1982 — Posner G. J., Strike K. A., Hewson P. W., Gertzog W. A. Accommodation of scientifi c conception: Toward a theory of conceptual change. Science Education. 1982, (2): 211–227.

Solomon 1983 — Solomon J. Learning about energy: How pupils think in two domains. European Journal of Science Education. 1983, (1): 49–59.

Stojanovska 2017 — Stojanovska M., Petruševski V. M. Investigating the presence of misconceptions of 8th grade students through multiple-choice questions at national chemistry competition tests. Macedonian Journal of Chemistry and Chemical Engineering. 2017, (2): 279–284.

Stojanovska 2012 — Stojanovska M., Soptrajanov B. T., Petruševski V. M. Addressing Misconceptions about the Particulate Nature of Matter among Secondary-School and High-School Students in the Republic of Macedonia. Creative Education. 2012, (5): 619–631.

Treagust 1988 — Treagust D. F. Development and use of diagnostic tests to evaluate students’ misconceptions in science. International Journal of Science Education. 1988, (2): 159–169.

Загрузки

Опубликован

25.06.2021

Как цитировать

Сидорова, М. Ю., & Агапкин, М. Д. (2021). «Думать и говорить, как ученые»: диагностика уровня сформированности научных понятий посредством лингвистического эксперимента (на примере общей и неорганической химии). Мир русского слова, (2), 13–24. https://doi.org/10.24412/1811-1629-2021-2-13-24

Выпуск

Раздел

Лингвистика