Языковое и когнитивное развитие студентов в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»: 10 шагов к покорению сложных текстов (часть 1)

Авторы

  • Марина Юрьевна Сидорова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.210

Аннотация

В статье демонстрируется и обосновывается методика языкового и когнитивного развития студентов в курсе «Русский язык и культура речи», нацеленная на взаимосвязанное формирование трех необходимых групп компетенций: 1) соотнесение текста с вербализованным в нем фрагментом действительности; 2) работа с текстами уровня сложности, возрастающего при достижении совершеннолетия и переходе к высшему профессиональному образованию (включая не только лингвистическую, но и психологическую готовность к восприятию таких текстов); 3) готовность к реализации прав и обязанностей гражданина РФ, круг которых также растет по мере взросления обучаемых. Ущербность этих компетенций, не формируемых на этапе среднего образования, служит, по нашему мнению, основным препятствием к успешному обучению в вузе и самореализации студенческой молодежи в современном обществе. В качестве решения проблемы предлагаются 10 методических шагов (каждый из них проиллюстрирован на примере конкретного задания или заданий), позволяющих преодолеть лингвистические и психологические барьеры освоения сложных текстов. Мотивация учащихся обеспечивается актуальностью и разнообразием анализируемых текстов (от материалов экзамена в ГИБДД до лирической поэзии) и соблюдением диалектического принципа движения по спирали, от простого к сложному, с возвращением к уже изученному материалу на очередном «витке» развития. Достоинством предлагаемого подхода является возможность «подверстать» к указанным трем направлениям формирования компетенций все традиционные и необходимые в курсе русского языка и культуры речи виды деятельности (работа со словарем, групповая дискуссия и т. п.). Из трех параметров сложности текста (синтаксическая, лексическая, коммуникативная) основное внимание в статье уделяется первому. Оригинальная методика автора, основанная на функционально-коммуникативной грамматике русского языка и данных современной психолингвистики, успешно апробирована на различных факультетах МГУ имени М. В. Ломоносова и реализована в учебном пособии «Трудных текстов больше нет».

Ключевые слова:

русский язык, культура речи, сложность текста, высшее образование, лингвосмысловой анализ текста, методика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Бирюкова, Забродная, Щаблинин 2017 — Бирюкова Е. В., Забродная А. В., Щаблинин О. В. Вербальный этикет, этика и деонтология в практике медицинской сестры. М., 2017. URL: https://mos-medsestra.ru/doc/240417–2.pdf?ysclid=llcanfomva57027710 (дата обращения: 05.11.2024).

Жинкин 1958 — Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 370 с. Львов 2000 — Львов М. Р. Основы теории речи. М.: Academia, 2000. 245 с.

Серегин 2012 — Серегин Г. М. Постановка вопроса как одно из средств углубления понимания учебного материала. Science for Education Today. 2012, 7 (3): 65–72.

Сидорова 2024 — Сидорова М. Ю. Трудных текстов больше нет. М., 2024. (в печати) Федорова, Потанина 2013 — Федорова О. В., Потанина Ю. Д. Рабочая память и язык: от речепонимания к речепорождению. Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2013, (1): 51–60.

Miller 1956 — Miller G. A. The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information. Psychological Review. 1956, 63 (2): 81–97.

Pollack 1953 — Pollack I. Assimilation of sequentially encoded information. The American Journal of Psychology. 1953, 66 (3): 421–435.

Загрузки

Опубликован

29.12.2024

Как цитировать

Сидорова, М. Ю. (2024). Языковое и когнитивное развитие студентов в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»: 10 шагов к покорению сложных текстов (часть 1). Мир русского слова, (2), 85–95. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.210

Выпуск

Раздел

Методика