Языковое и когнитивное развитие студентов в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»: 10 шагов к покорению сложных текстов (часть 2)

Авторы

  • Марина Юрьевна Сидорова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.310

Аннотация

В статье демонстрируется и обосновывается методика языкового и когнитивного развития студентов в курсе «Русский язык и культура речи», нацеленная на взаимосвязанное формирование трех необходимых групп компетенций: 1) соотнесение текста с вербализованным в нем фрагментом действительности; 2) работа с текстами уровня сложности, возрастающего при достижении совершеннолетия и переходе к высшему профессиональному образованию (включая не только лингвистическую, но и психологическую готовность к восприятию таких текстов); 3) готовность к реализации прав и обязанностей гражданина РФ, круг которых также растет по мере взросления обучаемых. Ущербность этих компетенций, не формируемых на этапе среднего образования, служит, по нашему мнению, основным препятствием к успешному обучению в вузе и самореализации студенческой молодежи в современном обществе. В качестве решения проблемы предлагаются 10 методических шагов (каждый из них проиллюстрирован на примере конкретного задания или заданий), позволяющих преодолеть лингвистические и психологические барьеры освоения сложных текстов. Мотивация учащихся обеспечивается актуальностью и разнообразием анализируемых текстов (от материалов экзамена в ГИБДД до лирической поэзии) и соблюдением диалектического принципа движения по спирали, от простого к сложному, с возвращением к уже изученному материалу на очередном «витке» развития. Достоинством предлагаемого подхода является возможность «подверстать» к указанным трем направлениям формирования компетенций все традиционные и необходимые в курсе русского языка и культуры речи виды деятельности (работа со словарем, групповая дискуссия и т. п.). Из трех параметров сложности текста (синтаксическая, лексическая, коммуникативная) основное внимание в статье уделяется первому. Оригинальная методика автора, основанная на функционально-коммуникативной грамматике русского языка и данных современной психолингвистики, успешно апробирована на различных факультетах МГУ имени М. В. Ломоносова и реализована в учебном пособии «Трудных текстов больше нет».

Ключевые слова:

русский язык, культура речи, сложность текста, высшее образование, методика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

ЛИТЕРАТУРА

Баранов и др. 2015 — Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Ладыженская Н. В., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2015. 191 с.

Герасимова, Неклюкова 2010 — Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. 6 класс. М.: Дрофа, 2010. 174 с.

Гмид и др. 2009 — Гмид Л. П., Белоновская Л. Г., Шибина Т. Д., Окнова Н. С., Ивановская А. В. Методическое руководство по литолого-петрографическому и петрохимическому изучению осадочных пород-коллекторов. СПб.: ВНИГРИ, 2009. 160 с.

Лапошина, Лебедева 2021 — Лапошина А. Н., Лебедева М. Ю. Текстометр: онлайн-инструмент определения уровня сложности текста по русскому языку как иностранному. Русистика. 2021, 19 (3): 331–345.

Недоливко 2006 — Недоливко Н. М. Исследование керна нефтегазовых скважин: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2006. 170 с.

Сидорова 2024 — Сидорова М. Ю. Трудных текстов больше нет. М., 2024. (в печати).

Сидорова, Белая 2011 — Сидорова М. Ю., Белая Е. В. О синтаксической неоднозначности полипредикативных конструкций в русском языке (в сопоставлении с французским). Мир русского слова. 2011, (1): 9–16.

Сидорова, Хапчаев 2021 — Сидорова М. Ю., Хапчаев Ш. Ю. Почему коммуникативно-функциональный подход к обучению иностранцев языку специальности обязан быть когнитивно-функциональным. Русский язык за рубежом. 2021, (1): 64–71.

Bingham 1937 — Bingham W. V. Aptitudes and aptitude testing. New York: Harper & Brothers, 1937. 390 p.

Gardner 1993 — Gardner H. Frames of Mind: Theory of multiple intelligences. New York: Fontana Press, 1993. 463 p.

Goertzel 2006 — Goertzel B. The Hidden Pattern. Boca Raton, Florida: Brown Walker Press, 2006. 470 p.

Minsky 1985 — Minsky M. The Society of Mind. New York: Simon and Schuster, 1985. 340 p.

Nakashima 1999 — Nakashima H. AI as complex information processing. Minds and machines. 1999, (9): 57–80.

Shors et al. 2012 — Shors T. J., Anderson M. L., Curlik D. M., Nokia M. S. Use it or lose it: How neurogenesis keeps the brain fit for learning. Behavioural Brain Research. 2012, 227 (2): 450–458.

Загрузки

Опубликован

12.03.2025

Как цитировать

Сидорова, М. Ю. (2025). Языковое и когнитивное развитие студентов в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи»: 10 шагов к покорению сложных текстов (часть 2). Мир русского слова, (3), 88–99. https://doi.org/10.21638/spbu30.2024.310

Выпуск

Раздел

Методика